1942. Год крепнущей надежды
1942 год вошел в историю как год подвигов, великих побед и огромных потерь, успехов международной дипломатии и нежелания западных союзников оказать СССР реальную поддержку в борьбе с гитлеровской Германией. А еще это был год крепнущей надежды, ведь уже 28 августа 1942 года «Известия» сообщали, что тяжелые советские бомбардировщики дальнего действия совершают налеты «на Берлин, Кенигсберг, Данциг и многие другие города фашистской Германии».
Великолепный снимок мощных крылатых машин был сделан над Н-ским аэродромом военным корреспондентом газеты Самарием Гурарием. Фронтовые фотографии — поистине бесценные свидетельства происходившего на полях сражений, в партизанских отрядах, трудовом тылу. Рассматривая их на старых газетных страницах, заново (и совсем по-другому, гораздо объемнее и многограннее) открываешь для себя, казалось бы, давно известные страницы истории. Вот они, захваченные под Сталинградом нашими войсками немецкие танки — кажется, им нет числа, а ведь это только часть обрушившейся на наших бойцов армады (фотография сделана юго-западнее Сталинграда Е. Зениным, ТАСС, опубликована на 2-й странице «Известий» 19 декабря 1942 года). А это весна 1942 года в многострадальном Ленинграде — таким увидел его кинооператор Роман Кармен («Известия» от 23 апреля): жители, очищающие набережную от снега, зенитки, баррикады, девушки из отряда ПВХО и — словно кусочек мирной жизни — легковые автомобили и прохожие на проспекте 25 Октября...
А еще газетная хроника — это вновь оживающие судьбы. Люди, о которых никогда не доводилось раньше слышать, вдруг неожиданно становятся знакомыми и по-настоящему дорогими. Как безымянный командир, о котором рассказал в декабре 1942-го спецкор «Известий» Евгений Кригер в материале «Между Вязьмой и Ржевом». Тот самый командир, которому предстоит ампутация руки, а он всё спрашивает в полубреду у доставившего его в госпиталь бойца: «Пономаренко? Как наша рота? Куда ж ты меня?..» А потом, опомнившись: «Слушай, Алеша! Привезли при тебе горячую пищу, накормили бойцов? Ладно!.. Не вовремя же меня угораздило, черт... Ты, Алеша, иди в роту. Скажи, со мной всё в порядке. Пусть дерутся, будто при мне...»
В апреле немцев окончательно отогнали от Москвы. Но тяжелые бои продолжались западнее, на Калининском направлении. Ржев. Помните, у Твардовского? «Я убит подо Ржевом, / В безымянном болоте, / В пятой роте, / На левом, / При жестоком налете...» Август 1942 года. 30-го числа «Известия» публикуют присланный накануне репортаж своего спецкора Ал. Кузнецова «Под Ржевом» (Калининский фронт). В нем — хроника боев «местного значения» и цифры: «Немцы бросили против наших бойцов во много раз превосходящие силы. На каждого красноармейца приходилось 6–7 немцев. И тем не менее бойцы не дрогнули. В рукопашном бою они отбросили немцев. Старший лейтенант Яковенко лично уничтожил 20 фашистов, заместитель политрука Моругов убил 12 немцев. Четыре раза немцы предпринимали ожесточенные контратаки. В течение дня они подтянули сюда до двух батальонов пехоты и под прикрытием сильнейшего минометного огня бросили их на высоту... Однако врагу не удалось сломить мужество наших бойцов. Они уничтожали гитлеровцев штыком, гранатой, прикладом».
Невероятные вещи, выходящие за грань обыденного сознания, творили партизаны в брянских лесах, защитники Севастополя и Сталинграда. 19 ноября 1942 года — дата начала наступательного периода Сталинградской битвы. В феврале 1943-го она победно завершится, знаменуя коренной перелом в ходе Великой Отечественной...
В «Известиях» тем временем кипела работа. Пущена в эксплуатацию новая ротационная машина, позволяющая печатать в улучшенном качестве не только газеты, но и военную литературу, плакаты и листовки на языках всех народов СССР. Известинцы активно содействуют организации фронтовых типографий, чтобы обеспечить выпуск газеты прямо из действующей армии.
Летом 1942-го, точнее, в пятницу, 12 июня, «Известия» опубликовали коммюнике о посещении народным комиссаром иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым Лондона и Вашингтона, а также подписанный 26 мая СССР и Великобританией Договор о Союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны. Несомненно, это был серьезный шаг на пути укрепления антигитлеровской коалиции, хотя прошло еще долгих два года до открытия второго фронта в Европе. Да и в дальнейшем основные военные тяготы по-прежнему нес на себе Советский Союз.
Награды года. В мае 1942 года был учрежден орден Отечественной Войны I и II степени. В статуте ордена говорилось, что им «награждаются лица рядового и начальствующего состава Красной армии, Военно-морского флота, войск НКВД и партизанских отрядов, проявившие в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащие, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск». 30 июля 1942 года в «Известиях» опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении ордена Суворова I, II и III степени, орден Кутузова I и II степени и орден Александра Невского.
Фильм года. В 1942-м на экраны выходит фильм «Машенька» режиссера Юлия Райзмана (сценарий Евгения Габриловича и Сергея Ермолинского), полюбившийся советским зрителям. История о чистой и светлой любви, о людях, которые теряют и снова обретают друг друга на фронте, была актуальна и востребована. Как написал о фильме в «Известиях» 15 апреля 1942 года Алексей Каплер, «секрет его успеха в том, что художники сказали за зрителя то, что ему бы самому хотелось сказать. Они задели струну, на звук которой откликается каждое живое сердце». Главную (и свою первую в кино) роль с успехом исполнила молодая актриса Валентина Караваева.
Архив газеты "Известия":
Лица года:
Зоя Космодемьянская. В ноябре 1941 года Зоя Космодемьянская (1923–1941) в составе диверсионной группы была отправлена на задание: уничтожить ряд населенных пунктов в тылу врага — среди них была и деревня Петрищево (Рузский район), занятая фашистами. Зою схватили и жестоко пытали, но она никого не выдала. Себя называла Таней. Даже перед казнью держалась мужественно и призывала бороться с врагом, гитлеровцам предлагала сдаваться в плен. В 1942-м в «Правде» был напечатан очерк Петра Лидова «Таня», основанный на свидетельствах очевидцев. После этого удалось установить личность погибшей девушки, и мир узнал о подвиге Зои Космодемьянской, которой в феврале того же, 1942 года, первой из женщин в военное время, было присвоено звание Героя Советского Союза. Соответствующий указ опубликован в «Известиях». А 1 марта 1942-го на 2-й странице газеты — письмо 44 женщин из Чкаловской области, адресованное матери Зои Космодемьянской.
Яков Павлов. Участник битвы за Сталинград, Герой Советского Союза (1945). В сентябре 1942-го, выполняя боевое задание, разведгруппа, возглавляемая сержантом Павловым, захватила уцелевший в центре Сталинграда дом. Стояла задача закрепиться в нем и не допустить прорыва немцев к Волге в районе площади 9 Января (впоследствии — площадь Имени Ленина в Волгограде). Задание было успешно выполнено. На третьи сутки подошло подкрепление, после чего бойцы держали оборону в течение 58 дней, вплоть до окончательного разгрома фашистской группировки под Сталинградом. В 1943-м легендарный «дом Павлова» уже был восстановлен, о чем рассказали «Известия».
Алексей Маресьев. Летчик, Герой Советского Союза. В апреле 1942 года его истребитель был сбит в бою в Новгородской области, когда прикрывал наши бомбардировщики. В течение 18 дней раненый Маресьев пробирался по лесу через оккупированную территорию к линии фронта. Когда не осталось сил идти, полз. В конце концов его нашли местные жители. Фактически умирающего летчика доставили в московский госпиталь, где ему ампутировали обе ноги. Но уже в 1943-м Алексей Маресьев, встав на протезы, вернулся в строй и совершал боевые вылеты. В 1946 году Борис Полевой написал книгу «Повесть о настоящем человеке» — прототипом главного героя стал Алексей Петрович Маресьев. После войны Алексей Маресьев вел активную общественную деятельность, за что неоднократно был удостоен высоких правительственных наград.