2009. Из рук вон
2009 год отмечен аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, крупнейшей в истории российской энергетики, и трагедией в пермском ночном клубе «Хромая лошадь», унесшей жизни 150 наших сограждан. Этого бы хватило, чтобы исключить 2009-й из списка благополучных для страны лет. Но в этом же году произошло событие, которого Россия ждала с нетерпением: завершилась вторая чеченская война. В стране воцарился мир.
19 января страну потрясло громкое убийство: в самом центре Москвы, рядом со станцией метро «Кропоткинская», киллер практически на виду у всех застрелил в упор известного адвоката Станислава Маркелова и тяжело ранил журналистку «Новой газеты» Анастасию Бабурову, которая вскоре скончалась в больнице. В этом преступлении многие усмотрели «чеченский след», тем более что за четыре дня до трагедии на свободу условно-досрочно вышел полковник Юрий Буданов, задушивший в Чечне 18-летнюю Эльзу Кунгаеву: Маркелов представлял интересы родителей погибшей и в день своего убийства как раз давал пресс-конференцию в Независимом пресс-центре на Пречистенке, рассказывая о том, что собирался предпринять (в частности, обжаловать решение об освобождении Буданова). Впрочем, известный в профессиональных кругах принципиальностью и смелостью Станислав Маркелов, как пишет газета, «за свою карьеру вел еще несколько серьезных и опасных дел». Высказывалось и предположение, что адвокат мог знать имя заказчика убийства журналистки Анны Политковской, за что и поплатился жизнью. (Читайте «Известия» от 21 и 22 января 2009 года.)
Анастасия Бабурова была человеком неординарным, ярким и абсолютно бесстрашным. Отлично владела пером и остро реагировала на малейшие проявления несправедливости. Кстати, осваивала навыки борьбы, считая, что при ее профессии это необходимо. Когда застрелили Станислава Маркелова, с которым она в тот момент беседовала, Анастасия Бабурова, не раздумывая, бросилась вслед за убийцей, вероятно, надеясь его задержать. Не каждый отважился бы на такое!
31 января трагедия произошла в Республике Коми, в селе Подъельск: здесь случился пожар в Доме ветеранов, 23 человека сгорели заживо. Причиной случившегося спасатели назвали нарушение правил пожарной безопасности. В этом же номере газета сообщает еще о двух страшных пожарах — в городе Белово Кемеровской области и поселке Львовино Свердловской области. И там и там в сильный мороз не выдержали накала старые печи. В первом случае погибли шесть человек, во втором — восемь, в том числе маленькие дети. (Читайте «Известия» от 2 февраля 2009 года.)
Летом причиной катастрофы в Хакасии, унесшей жизни 75 человек, стала вода: 17 августа на Саяно-Шушенской ГЭС она прорвала водовод, по которому подавалась на турбину, разрушила два гидроагрегата, буквально взорвала и залила машинный зал станции. В «Известиях» от 18 и 19 августа опубликованы снимки, свидетельствующие о чудовищных разрушениях на ГЭС. Саяно-Шушенская гидроэлектростанция, крупнейшая в стране, была полностью остановлена, что нанесло серьезный удар по энергетике страны, прежде всего Сибири, ведь производство электроэнергии уменьшилось на 4,3 гигаватта. Соответственно, энергетикам пришлось запускать все остановленные на летний ремонт электростанции.
5 октября газета вернулась к теме аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, сообщив читателям выводы Ростехнадзора о ее причинах, которые «уходят корнями в 1980-е годы», и привела данные своего журналистского расследования. Вот лишь некоторые из них: «Строительство Саяно-Шушенской ГЭС, задуманной как очередной символ социалистической гигантомании, началось в 1963 году. Очень торопились, строить начали еще до того, как был готов проект ГЭС, и, как сказано в акте госкомиссии, «генеральная схема... претерпевала по объективным и субъективным причинам изменения в разгар строительства». Что это означает? То, что бетон еще не успевал затвердеть, а на него уже громоздили конструкции. Проектом было предусмотрено, что сначала должна быть полностью возведена плотина, а потом — установлены гидроагрегаты. Но «по технологическим причинам» действовали в обратном порядке. Отсюда — «негативные процессы, связанные с нарушением плотности бетона». Попросту — трещины, разрушение плотины». Что же касается второго гидроагрегата, который не выдержал напора воды в день аварии, то он с самого начала был проблемным. Установленный в 1979-м, он только за первое десятилетие службы ломался 32 раза. По ходу эксплуатации станции выяснилось, что реальная нагрузка на турбины выше расчетной. Их нужно было регулярно останавливать на ремонт, что не выполнялось, в том числе и по финансовым причинам. К моменту ЧП устарела также автоматика станции, а, соответственно, и системы защиты. Показательно, что госкомиссия, которая выявила в 2000-м эти и ряд других нарушений на СШГЭС, в том же году приняла ее с оценкой «хорошо». (Читайте «Известия» от 5 октября 2009 года.)
Эхом событий трехлетней давности стал в августе 2009 года демонтаж торговых павильонов на Черкизовском рынке — том самом, где в 2006-м прогремел взрыв, унесший жизни 14 человек. Снос «Черкизона», крупнейшего оптового рынка России, по-своему был знаковым событием, свидетельствовавшим о наметившейся тенденции к более цивилизованной торговле. (Читайте «Известия» от 20 августа 2009 года.)
Тема экономического кризиса в 2009-м — одна из ведущих на страницах газеты. Официальные сообщения, комментарии экономистов, читательские письма с вопросами и мнениями… 5 февраля «Известия» сообщили о том, что, вопреки заявлению министра финансов Алексея Кудрина, дыры в бюджете не будет, поскольку государство, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, не станет растрачивать резервы, но резко сократит расходы — не менее чем на 1,5 трлн рублей. (Читайте «Известия» от 5 февраля 2009 года.)
Правительство рассматривало вопрос укрепления российской банковской системы (для этого намечалось выделить более 1 трлн рублей), между тем промышленное производство сокращалось (только в столице к августу 2009-го почти на 30%), реальные доходы населения падали (в Москве — на 5%, по прогнозам экспертов, к концу года за чертой бедности здесь должно было оказаться 15% жителей). «Считаю, что развитие кризиса в городе достигло дна», — заявила 19 августа глава департамента экономической политики Москвы Марина Оглоблина. Соответственно, в 2010-м столичные власти рассчитывали на подъем экономики, хотя сторонние эксперты к такому прогнозу относились весьма скептически. (Читайте «Известия» от 20 августа 2009 года.)
Но социальные пособия все-таки увеличивались — «детские» были проиндексированы на 8,5%, а пособие по безработице (4,9 тыс. рублей) чуть превысило МРОТ (4330 рублей). Уволившиеся «по собственному желанию» теперь тоже могли претендовать на выплату в том же объеме. Между тем, сообщали «Известия», в соответствии с данными Минэкономразвития, инвестиции в основной капитал в 2009 году должны были снизиться на 1,7% против ранее ожидавшегося роста на 1,4%. Снижение средней реальной заработной платы ожидалось на 2,7%, падение экспорта — на 43%, импорта — на 16%. (Читайте «Известия» от 23 января 2009 года.)
Именно в 2009-м произошло событие, которое наше общество давно с нетерпением ждало: завершилась вторая чеченская война. В строенном номере от 17–19 апреля на первой полосе «Известия» сообщают: «Вчера председатель Национального антитеррористического комитета, директор ФСБ Александр Бортников отменил приказ, объявляющий территорию Чечни зоной проведения контртеррористической операции. Операция, начавшаяся 31 декабря 1994 года со штурма Грозного, официально завершена». Президент Чечни Рамзан Кадыров объявил 16 апреля праздником в республике. Что же до укрывшихся в горах остатков бандформирований (по разным данным, на тот момент их численность составляла от 300 до 1,5 тыс, человек), то теперь зоной проведения операций против них должны были стать конкретные территории, как и в соседних с Чечней Ингушетии и Дагестане.
Рамзан Кадыров заявил, что в ходе контртеррористической операции его род потерял 420 человек. По официальным сводкам, в Чечне погибли около 4 тыс. российских военнослужащих. «Однако в «Союзе солдатских матерей», — пишут «Известия», — считают, что эта цифра занижена как минимум вдвое». Что касается боевиков, уточняет газета, то «сами они считают, что с 1999 по 2005 год погибли примерно 3,6 тыс. ваххабитов. По данным Минобороны, эта цифра занижена минимум в пять раз». (Читайте «Известия» от 17–19 апреля 2009 года.)
Сразу два происшествия — в январе и мае 2009-го — были связаны с падением вертолетов. И в том и в другом случае чиновники высокого ранга отправились на нелегальную охоту — отстреливать с воздуха животных. Так, 12 января «Известия» сообщили о том, что на Алтае найден пропавший за три дня до этого Ми-7. В катастрофе погибли семь человек, в том числе полпред президента России в Госдуме Александр Косопкин. 12 мая газета рассказала о том, что в праздники в авиакатастрофе погибли иркутский губернатор Игорь Есиповский, сотрудники его администрации и пилот. На момент выхода номера доподлинно был установлен факт: «документы на полет губернатора не были оформлены должным образом», то есть рейс частного вертолета Bell 407 был неплановым и незарегистрированным, что подтвердили, в частности, в МЧС. Да и сама цель полета явно выходила за рамки не только профессиональной деятельности губернатора, но и закона. «Летать над заповедной зоной можно только с разрешения администрации Прибайкальского национального парка», — сказал газете начальник отдела экологического просвещения Байкало-Ленского заповедника Виктор Степаненко. Уровень снижения машины не должен превышать 2 тыс. м. По словам очевидцев, вертолет Bell 407 летел гораздо ниже. «Здесь ужас что творится, зверей прямо с воздуха отстреливают», — пояснял местный лесник Виктор Ткаченко, рассказавший, что VIP-персоны — частые гости в этих местах. По его словам, «стреляют ради забавы, зачастую туши даже не забирают». И неутешительный вывод: «Сделать же мы ничего не можем. Кто так забавляется, я не знаю». (Читайте «Известия» от 12 января и 12 мая 2009 года.)
В ночь на 5 декабря жуткая трагедия произошла в пермском ночном клубе «Хромая лошадь»: в результате пожара и возникшей из-за него давки погибли 150 человек, еще десятки людей были госпитализированы. В номере от 9 декабря «Известия» подробно рассказывают о случившемся и публикуют интервью губернатора Пермского края Олега Чиркунова — по его словам, «ситуация практически сразу была квалифицирована как чрезвычайная, потому что стало понятно, что это не рядовой пожар». Газета также сообщала, что Дмитрий Медведев, на тот момент президент РФ, дал поручение генеральному прокурору Юрию Чайке разобраться с ролью региональных и федеральных ведомств в связи с трагедией в Перми. Генпрокуратуре предстояло внести предложения по ужесточению законодательства в отношении органов проверки и контроля, поскольку в ходе следствия выяснилось, что планировка сгоревшего клуба и предусмотренные в нем меры противопожарной безопасности в реальности резко отличались от прописанного в согласованной документации.
«То, что хозяева и устроители этого шоу — безответственные мерзавцы, это понятно, — сказал Дмитрий Медведев на встрече с генпрокурором. — Но надо посмотреть и на роль госструктур, в том числе федеральных. Раз они дают предписание, а на эти предписания плюют, значит, надо поставить вопрос о том, что их предписания неэффективны». Вывод, к которому приходят и официальные лица, и журналисты: трагедии можно было бы избежать, если бы все, в том числе и контролирующие органы, добросовестно выполняли свои обязанности. В этом контексте более чем убедительно звучит вывод Медведева: огромное количество чрезвычайных ситуаций происходит «вследствие разгильдяйства, я бы даже сказал, раздолбайства, которое превратилось уже в национальную угрозу».
Совещание в Перми по поводу случившегося с участием местных чиновников и тогдашнего главы МЧС Сергея Шойгу провел Владимир Путин, в ту пору бывший премьер-министром. По его оценке, «представители бизнеса в данном случае нарушили всё, что только можно нарушить». Не снимал премьер ответственности и с представителей власти и должностных лиц.
«Все-таки не понимаю, как можно было в закрытом помещении использовать пиротехнику, на которой прямо по-русски написано: «В помещениях использовать запрещено»!» — недоумевал Владимир Путин.
Семьям погибших и пострадавшим государство оказало помощь: в первом случае выделялось по 400 тыс. рублей из федерального бюджета и 100 тыс. из краевого, во втором — соответственно, 300 тыс. и 100 тыс. рублей. (Читайте «Известия» от 9 декабря 2009 года.)
В номере от 31 декабря «Известия» опубликовали полосу, которую так и назвали — «Утраты». Вот имена людей, которые ушли от нас в 2009-м: выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии Виталий Гинзбург, один из лучших за всю историю газеты главредов Игорь Голембиовский, писатель Василий Аксенов, поэт Сергей Михалков, отец российской рыночной экономики экономист Егор Гайдар, знаменитая певица Людмила Зыкина, актер Олег Янковский, композитор Исаак Шварц, актер Вячеслав Тихонов, крупнейший оперный режиссер, народный артист СССР Борис Покровский, одна из лучших советских балерин, народная артистка СССР Екатерина Максимова, крупнейший реставратор и искусствовед Савва Ямщиков. (Читайте «Известия» от 31 декабря 2009 года.)
Было ли хоть что-то позитивное, что поднимало настроение россиянам? Сборная России по хоккею в 2009-м второй раз подряд стала чемпионом мира. Этому знаменательному событию «Известия» в номере от 12 мая посвятили целую полосу, которую так и озаглавили «Мы — чемпионы!». (Читайте «Известия» от 12 мая 2009 года.)
1 февраля на престол был возведен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — два федеральных канала вели трансляцию из храма Христа Спасителя, куда, как сообщали «Известия», он вошел в 9.15 утра «в голубой митрополичьей мантии». «По сути, в истории России открылась новая страница, а в церковном календаре появились два новых праздника: 1 февраля — день интронизации нового патриарха и 24 мая — день его тезоименитства (день святых Кирилла и Мефодия — учителей словенских)», — писало издание. (Читайте «Известия» от 2 февраля 2009 года.)
Ну и, конечно же, у читателей была возможность порадоваться за любимую газету: сразу трем известинцам были вручены в Кремле высокие награды. Обозреватель Юрий Снегирёв удостоился Ордена мужества, Николай Гритчин, собкор на Ставрополье, — медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а военкор Дмитрий Литовкин — благодарности президента. (Читайте «Известия» от 19 января 2009 года.)
И тем не менее год этот, к сожалению, прежде всего запомнился проблемами, бедами и всевозможными ЧП. Ведь было еще и «дело Магнитского», имевшее громкий международный резонанс и показавшее, насколько остро стоит в РФ проблема тюремной медицины и вообще отношения к правам заключенных; и бойня в столичном магазине «Остров», которую устроил в конце апреля майор милиции Денис Евсюков (три человека тогда погибли, шестеро получили ранения), и теракт, совершенный в ноябре в поезде «Невский экспресс», следовавшем из Москвы в Санкт-Петербург (погибли 27 человек, почти 100 были ранены). Иногда полезно заглянуть в прошлое, чтобы сравнить с настоящим и обнаружить, что сравнение — в пользу текущего момента.
Архив газеты «Известия»:
Дата года. 27 января в нашей стране отмечали 65-летие снятия блокады Ленинграда. В этот день «Известия» опубликовали на первой полосе уникальный архивный снимок 1943 года (девушки — бойцы ПВО на улицах Ленинграда), а еще напечатали интервью с одним из ветеранов, пережившим вместе с родным городом самый тяжелый период его истории. Этим ветераном оказался знаменитый гроссмейстер Виктор Корчной, на тот момент живший в Швейцарии, но отмечавший этот праздник в Петербурге. Оказалось, что Виктор Львович увлекся шахматами именно в блокадном Ленинграде — он ходил в шахматный кружок во Дворце пионеров и даже один раз участвовал в турнире. Самой трудной Корчной называет зиму 1942 года. Cам он тогда попал в больницу с дистрофией. (Читайте «Известия» от 27 января 2009 года.)
Лица года:
Марина Влади. Урожденная Марина Владимировна Полякова-Байдарова, французская актриса и певица русского происхождения. Пробовала свои силы как скульптор. Является автором нескольких книг, том числе и художественных. Снялась более чем в 100 фильмах, в частности, в невероятно популярной в СССР «Колдунье» (1956, по мотивам повести Александра Куприна «Олеся»). В 1963 году на Каннском кинофестивале удостоилась приза за лучшую женскую роль (фильм Марко Феррери «Королева пчел: современная история»). Марина Влади — последняя жена и муза знаменитого советского актера, поэта, барда, Владимира Высоцкого (они были вместе 13 лет, из них в официальном браке состояли 10, с 1970 по 1980 год). В 1987-м Влади выпустила книгу воспоминаний о Высоцком, которая называлась «Владимир, или Прерванный полет». В начале февраля 2009 года Марина Влади привозила в Москву спектакль, поставленный по этой книге. Накануне гастролей она дала эксклюзивное интервью корреспонденту «Известий» в Париже Юрию Коваленко, в котором откровенно рассказала о своей жизни, личной позиции, литературных предпочтениях и творческих пристрастиях. (Читайте «Известия» от 23 января 2009 года.)
Игорь Голембиовский. Советский, российский журналист. С 1991 по 1997 год работал главным редактором «Известий», причем впервые в истории газеты не назначенным сверху, а избранным журналистским коллективом. На его кончину известинцы откликнулась большим материалом, в котором Игоря Голембиовского называют «знаменем «Известий» в пору российской «вольницы 1990-х годов» и сравнивают по творческому вкладу в концептуальную реорганизацию газеты с одним из самых известных ее главредов Алексеем Аджубеем. И, пожалуй, высшая оценка, которую может дать журналистский коллектив своему руководителю: «С Игорем работалось спокойно, уверенно, без нервотрепки и обид». (Читайте «Известия» от 5 октября 2009 года.)
Ольга Каниськина. Российская легкоатлетка, олимпийская чемпионка (2008), чемпионка мира, двукратная чемпионка России (ходьба на 20 км). В 2009-м, на чемпионате мира по легкой атлетике в Берлине, завоевала золотую медаль. «Победа на нынешнем мировом первенстве в Берлине, — писали «Известия» в номере от 20 августа 2009 года, — окончательно закрепила за Каниськиной статус звезды. Она вновь сражалась не только с соперницами, но и с погодой — на сей раз с 30-градусной жарой (в 2008-м, во время Олимпиады в Пекине, спортсменке пришлось преодолевать дистанцию под проливным дождем). И вновь выиграла». (Читайте «Известия» от 20 августа 2009 года.)