100 лет - 100 дней
Специальный проект 
к юбилею «Известий»
Портрет года Марина Долганова

1996. Голосуй, или пожалеешь

В 1996-м страна обсуждала преимущественно выборы президента и затянувшуюся войну в Чечне. Не считая, разумеется, экономической разрухи, неподъемных для большинства россиян розничных цен, задержек зарплаты и безработицы.

Фото: архив "ИЗВЕСТИЯ"

Между тем политическая хроника того периода напоминает изощренный детектив. Многие действия Бориса Ельцина и его окружения в ходе предвыборной кампании объяснялись применением политических технологий, к которым Россия еще не привыкла. Что касается «Известий», то они тоже предлагают свое ноу-хау: проводят пробные выборы в ряде регионов — опрос граждан «от Хабаровска до Рязани», проживающих по адресу «Пушкинская, 2». С точки зрения журналистики ход блистательный, к тому же беспроигрышный. Можно сказать с уверенностью, что определенный процент голосов в пользу действующего лидера государства редакция сумела обеспечить.

​​​​​​​

Начался этот високосный год (вот и не верь в приметы) с трагедии в дагестанском районном центре Кизляр, на границе с Чечней. Утром 9 января по приказу первого президента самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Джохара Дудаева отряд боевиков численностью 300–350 человек напал на город и захватил родильное отделение местной больницы и находившийся рядом с ним девятиэтажный дом — сюда сгоняли заложников, в основном женщин и детей. Кроме того, нападавшим удалось блокировать местный аэродром. Террористы, с которыми поначалу вели переговоры власти Дагестана, потребовали беспрепятственно выпустить их на территорию Чечни, неконтролируемую федеральными силами. Также Салман Радуев, командовавший чеченцами, озвучил, что Россия должна вывести свои войска со всего Северного Кавказа.

На следующее утро террористы согласились обменять большинство жителей на добровольных заложников — депутатов, представителей дагестанского правительства, журналистов. Боевикам предоставили автотранспорт для проезда на территорию Чечни и дали гарантии безопасности на время следования колонны. По достигнутой договоренности в районе дагестанского села Первомайское заложники должны были быть отпущены, после чего отряд боевиков проследовал бы в Новогрозненск. Но возле самой границы Радуев меняет правила игры и объявляет, что все следуют с ним и его людьми до конечного пункта. Предупредительными выстрелами с вертолета силовики пытаются помешать этому. В ответ чеченцы захватывают у блок-поста сотрудников российского ОМОНа, ранее получивших приказ не стрелять по колонне, и занимают оборону. Новый этап переговоров длился пять дней. После того как радуевцы стали убивать заложников, начался штурм их позиций силами подразделений ФСБ и МВД, который длился три дня. В результате удалось освободить 90 заложников. Но с российской стороны были ранены несколько сотен и погибли 78 человек (военнослужащие, милиционеры, мирные жители Дагестана). В Первомайском оказались разрушенными более 300 домов, выведены из строя коммуникации, пострадали мечеть и медсанчасть. Большую часть боевиков уничтожили, но небольшой группе во главе с Радуевым удалось скрыться.

Весьма любопытен опубликованный в «Известиях» комментарий по поводу случившегося, «прозвучавший» из уст пресс-секретаря тогдашнего главы Чеченской Республики Доку Завгаева: «Влия­тельных заинтересованных сил, способных организовать подобные акции в политических целях, на Се­верном Кавказе нет. Их нужно ис­кать в Москве». (Читайте «Известия от 10 января 1996 года.)

Сейчас, разумеется, трудно утверждать что-либо наверняка, но то, что «чеченская карта» активно разыгрывалась российскими элитными группами в борьбе за власть, очевидно. И яркий пример тому — майские события. После того как в апреле федеральные силы ликвидировали Джохара Дудаева (самонаводящуюся ракету удалось запрограммировать на номер его мобильного телефона), исполняющим обязанности президента самопровозглашенной Ичкерии стал Зелимхан Яндарбиев. 27 мая возглавляемая им делегация прибыла на переговоры в Москву. Стояла задача добиться прекращения боевых действий в Чечне. Вопрос о статусе республики, по взаимной договоренности, в этот раз не рассматривался. На церемонии подписания Борис Ельцин с облегчением констатировал: «Главный вопрос о мире в Чечне мы решили» — и назвал этот день «историческим моментом». 28 мая, пока чеченская делегация еще находилась в Москве, Ельцин неожиданно для всех «рванул» на один день в Моздок, а оттуда — под охраной вертолетного эскорта (порядка 10 машин) — в сторону Грозного. «Надо продемонстрировать, что Чеченская Республика — в составе Российской Федерации, и нигде более», — прокомментировал свои действия Борис Николаевич. Во время поездки он сообщил военным и местной общественности о том, что чеченская война закончилась, и подписал (по традиции эффектно, прямо на броне бэтээра) Указ о досрочной демобилизации срочников, воевавших в «горячих точках». Если учесть, что немногим ранее, в мае же, Борис Ельцин подписал также знаменитый Указ № 772 о полной отмене в России с 2000 года призыва в армию и 100-процентном переводе ее на контрактную основу, то симпатии значительной части населения ему были обеспечены. Изначальная утопичность документа, конечно, кидалась в глаза даже не сильно посвященным в суть дела, но так хотелось верить в лучшее — и вчерашним школьникам-новобранцам, и их напуганным родителям. Тем более что подписанный следом Указ № 723, в соответствии с которым предписывалось отправлять в «горячие точки» исключительно контрактников, на самом деле тогда стал незамедлительно исполняться.

Что же до первой войны в Чечне (вторая, как известно, начнется в 1999-м и продлится 10 лет), то реально она завершится только 31 августа 1996 года — подписанием секретарем Совета безопасности РФ, полномочным представителем президента РФ в Чеченской Республике Александром Лебедем и Асланом Масхадовым Хасавюртовских соглашений (о прекращении боевых действий, выводе федеральных войск из Чечни и отсрочке рассмотрения вопроса о статусе территории до 31 декабря 2001 года). Предшествовал этому штурм боевиками Грозного (операция «Джихад»), в ходе которого российским войскам пришлось вести тяжелые бои за город.

Популизм — проверенный прием в борьбе за власть, и особенно безотказно он работает там, где людям живется тяжело. В начале 1996-го рейтинг Ельцина был настолько невысок, что и его ближайшие соратники, и представители финансовой олигархии, и Запад всерьез озаботились перспективой возможной смены власти. Но не таков был БН, как часто называли Ельцина, чтобы вот так запросто ее отдать. В январе он отправляет в отставку первого заместителя правительства РФ по вопросам экономической и финансовой политики Анатолия Чубайса, сторонника жестких экономических мер. В народе это решение было встречено одобрительно. Действительно, парадокс заключается в том, что объективно необходимые для развития макроэкономики меры зачастую вступают в противоречие с социальными запросами людей. Чтобы вновь завоевать доверие электората Ельцин делает ставку на популизм. В «Известиях» в феврале-марте едва ли не одно за одним следуют радующие читателей сообщения: то президент обещает увеличить расходы на соци­альные выплаты («Согласно сде­ланным им в последние несколь­ко недель семи заявлениям, до­полнительные средства пойдут на восстановление Чечни, пога­шение задолженности по зарпла­те государственным служащим и увеличение стипендии студен­там»), то подписывает Указ о дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования, дающий многим семьям надежду на улучшение жилищных условий. Одновременно правительство России выплачивает свыше 270 млрд рублей работникам Российской академии наук, полностью погасив таким образом долг по зарплате. Ну а с 10 июня, в соответствии с очередным президентским указом, Сбербанк начинает выплачивать компенсации по вкладам тем, кому исполнилось 80 лет. (Читайте «Известия» от 9 февраля, 1 марта и 11 июня 1996 года.)

Между тем социально-экономическая ситуация в предвыборной России-96 оставалась крайне напряженной. Бастовали шахтеры и работники просвещения, нарастало недовольство в армии. Широкие слои населения возмущала «непрозрачно» проведенная приватизация, обеспечившая быстрое социальное расслоение на новых миллионеров и постсоветских нищих, невозможность заработать на жизнь честным трудом, катастрофическая неуверенность в будущем — своем и своих детей. На этом фоне резко активизировалась коммунистическая оппозиция, к которой начал присматриваться и Запад. Тем более что сменивший Андрея Козырева на посту министра иностранных дел Евгений Примаков оказался сторонником более жесткой внешней политики и резко критиковал планы экспансии НАТО. После того как Геннадия Зюганова хорошо приняли на Всемирном экономическом форуме в Давосе, российские олигархи встревожились всерьез. И предложили Анатолию Чубайсу взяться за организацию финансируемой ими предвыборной кампании. Он согласился и, надо признать, предпринял ряд весьма эффективных шагов. Именно он сумел убедить Бориса Ельцина не следовать совету Александра Коржакова, на тот момент первого помощника президента Российской Федерации — начальника Службы безопасности президента РФ, который настойчиво предлагал перенести выборы на два года, что де-факто означало бы госпереворот. Ельцин выбирает легитимный путь, а Чубайс не только координирует финансирование успешного продвижения по нему, но и виртуозно выводит из игры своих «внутренних оппонентов» в лице вице-премьера Олега Сосковца, возглавившего в феврале координационный совет по проведению избирательной кампании президента, Александра Коржакова и директора ФСБ России Михаила Барсукова. Громкая история с задержанием на выходе из Белого дома ельцинских политтехнологов Сергея Лисовского и Аркадия Евстафьева, которые вынесли в коробке из-под ксерокса свыше $500 тыс., и последовавшее вслед за этим увольнение Сосковца, Коржакова и Барсукова, обвиненных в попытке нелегитимной смены власти, — более чем удачный ход. Чубайс на посвященной случившемуся пресс-конференции говорит о разоблачении назревавшего путча и попытке сорвать второй тур выборов «в результате силового варианта развития событий».

Второй тур выборов, как известно, состоялся 3 июля. Он был необходим, поскольку, хотя Ельцин и лидировал по итогам первого (16 июня), 50% голосов он набрать не сумел. Но потом была развернута мощная предвыборная молодежная кампания «Голосуй, или проиграешь!», задействовавшая ряд телеканалов. Телеведущие Юрий Николаев и Леонид Якубович даже совершили на спортивных самолетах «концертно-познавательный перелет «Ельцин — наш Президент!» из Москвы в Красноярск. Сам Борис Николаевич Ельцин тоже не сидит в кабинете — поставлена задача предъявить стране энергичного, активного политика, который хочет быть рядом с народом и готов ради него горы свернуть. А потому БН пускается в пляс, давая фору своим молодым избирателям, и даже крушит с завязанными глазами глиняные горшки на сабантуе в Казани. Разумеется, не обходится и без предвыборных посулов — тем же казанцам, к примеру, были обещаны строительство метро и выделение средств на восстановление местного Кремля.

Впрочем, не гнушался танцевать со своими сторонниками и Геннадий Зюганов — 5 июля, после победы Ельцина, «Известия» напечатают снимок вальсирующего Геннадия Андреевича, сопроводив ехидным «Хорошо танцует тот, кто выигрывает». (Читайте «Известия» от 5 июля 1996 года.)

Да и вся Россия тогда раскачивалась из стороны в сторону, хотя это хаотичное движение, пожалуй, больше всего напоминало «пляску святого Витта», лекарства от которой еще не подобрали.

Создание Сообщества Беларуси и России (ныне Союзное государство); рождение канала РЕН ТВ; выборы мэров Москвы и Санкт-Петербурга (Юрий Лужков побеждает, Анатолий Собчак уступает кресло своему заместителю Владимиру Яковлеву); теракты в Москве, Санкт-Петербурге, Каспийске; наводнившие страну ясновидящие и экстрасенсы всех мастей, которые «разводят» сотни тысяч доверчивых граждан, жаждущих хоть какого-нибудь чуда; продолжавшиеся международные полеты в космос, громкие культурные события и спортивные сенсации, в том числе и на XXVI летних Олимпийских играх в Атланте, — всё это штрихи к портрету 1996 года...

После 3 июля российские демократы праздновали победу, тон публикаций в тех же «Известиях» становится спокойным — можно выдохнуть и больше не пугать никого угрозой возвращения красно-коричневых. Президент Ельцин честно сообщает стране, что ему предстоит операция на сердце — аортокоронарное шунтирование. Он перенес ее в ноябре, и теперь уже страна, недавно горячо дискутировавшая по поводу нахождения Бориса Николаевича у власти, искренне за него переживала. К своим обязанностям президент РФ вернется в начале 1997-го, который тоже будет далеко не спокойным.

Архив газеты «Известия»:

​​​​​​​

Выставки года 

29 марта «Известия» сообщили, что накануне «в московской галерее «Дом Нащокина» открылась пер­вая в России персональная выставка «русского американца» Эрнста Неизвестного, приуроченная к 70-летию знаменитого скульптора. Когда-то его резко критиковал Никита Хрущев, но по иронии судьбы именно Неизвестный стал автором надгробия Никиты Сергеевича на Новодевичьем кладбище в Москве. 

В 1976 году Неизвестный эмигрировал в Швейцарию, с 1977-го жил в США. Среди творений мастера — 150-метровый декоративный рельеф «Монумент дружбы детей мира» в пионерском лагере «Артек» в Крыму (1966), памятник в честь дружбы народов («Цветок лотоса») на Асуанской плотине в Египте (1968), 15-метровая скульптура «Прометей» для выставки «Электроника-72» (1972). В июне 1996 года в Магадане на сопке Крутой был открыт монумент «Маска Скорби» Эрнста Неизвестного. (Читайте «Известия» от 29 марта 1996 года.)

16 апреля 1996 года «Известия» пригласили своих читателей на открывшуюся в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в зале № 7, выставку под названием «Подлинники античного искусства». Речь шла ни много ни мало о золоте легендарной Трои. Том самом, обнаруженном при раскопках Генрихом Шлиманом во второй половине XIX века и попавшем СССР в 1945 году. Серьги, кольца, браслеты, гривны, а еще Большая и Малая диадемы, изумительной красоты золотой кубок и топоры-молотки из нефрита, лазурита и жадеита... (Читайте «Известия» от 16 апреля 1996 года.)

Поступок года

«Миллион рублей Новодевичьему монастырю в Москве передал петербургский пенсионер, участник Великой Отечественной вой­ны Вениамин Абрамович Якубовский», — сообщает корреспондент Сергей Краюхин из Санкт-Петербурга 7 августа. И разъясняет, что на такой шаг героя материала натолкну­ла... заметка в «Известиях», в которой шла речь о том, что «игуменья Серафима с не­сколькими монашенками прилагает много усилий к возрождению монастыря». Сам Вениамин Якубовский являлся единственным советским офицером, сопровождавшим знамени­тые северные конвои, а в 1945 году был переводчиком во время раздела германского флота союзниками. (Читайте «Известия» от 7 августа 1996 года.)

Поединок года 

В 1996 году Гарри Каспаров вел интеллектуальные поединки с самым совершенным на тот момент компьютером. Как сообщал 20 февраля корреспондент «Известий» Владимир Надеин, Америка болела за прославленного российского шахматиста в его борьбе с искусственным интеллектом. «Гарри Каспаров остроумно выиграл шестую партию у лучшего компью­тера в мире, завоевав приз в $400 тыс. и вызвав вздох облег­чения тех, кто считает человеческий мозг непревзойденным образцом со­вершенства», — уточняет журналист. (Читайте «Известия» от 20 февраля 1996 года.)

Победа года 

11 июня 1996 года «Известия» рассказали о блестящей победе 22-летнего теннисиста Евгения Кафельникова, который первым из россиян выиграл турнир «Большого шлема», проходивший во Франции. Как сообщает газета, Кафельников стал сильнейшем не только в одиночном разряде, но также и в парном.

«Пожалуй, самые трогательные слова Евгений произнес в адрес своего тренера Анатолия Лепеши­на, который после победы, не удержавшись, заплакал прямо на трибуне, — пишет журналист Юрий Коваленко. — «Он начал мной зани­маться шесть лет назад, когда ру­ководил сборной СССР. Я был тог­да 450-м номером среди молоде­жи, фактически никем, но Лепешин в меня поверил. Он сделал всё, чтобы я не витал в облаках, а прочно стоял на ногах...» Высочайшей пробы талантом Кафельникова восторгается «Фи­гаро», говоря, что ему теперь при­надлежит будущее». (Читайте «Известия» от 11 июня 1996 года). 

Лица года:

Вячеслав Зайцев. Народный художник России, живописец, график, знаменитый модельер. В 1962 году окончил Московский текстильный институт (специальность художник-модельер). В 1965 году стал художественным руководителем экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды (ОДМО) вМоскве. В это же время работал над костюмами длятеатра, кино, фигурного катания. В 1979-м Зайцев создает небольшое ателье, которое к1982 году превращает вМосковский дом моды. В 1988-м в Париже, в Театре Мариньи, триумфально проходит показ коллекции Вячеслава Зайцева «Русские сезоны».

В 1996 году было образовано ОАО "Московский Дом Моды Вячеслава Зайцева". Через год здесь начала работать Лаборатория моды – школа для молодых художников, быстро завоевавшая признание в профессиональной среде. В России и за рубежом неоднократно проходили персональные выставки живописных и графических работ Вячеслава Зайцева. Пять его полотен приобрела Государственная Третьяковская галерея.

В июле 1996 года «Известия» сообщили читателям о том, что Вячеслав Зайцев создал новую коллекцию, пронизанную ностальгией по 60-м годам. Мастер назвал ее «Как молоды мы будем». (Читайте «Известия» от 5 июля 1996 года).

Микаэл Таривердиев. Народный артист России, советский и российский композитор. Автор нескольких симфоний, опер, балетов, произведений для скрипки и органа, вокальных циклов, более 100 песен и романсов, а также музыки к 132 кинофильмам, в том числе к всенародно любимым «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С легким паром!». В 1993—1996годахявлялся художественным руководителем Благотворительной программы «Новые имена». Был основателем и президентом Гильдии композиторов кино Союза кинематографистов России. Микаэл Таривердиев скончался от сердечного приступа 25 июля 1996 года, во время отдыха в Сочи. «Известия» сообщили об этом на первой полосе. (Читайте «Известия» от 26 июля 1996 года).

Ванга. Знаменитая болгарская ясновидящая Ванга, она же Вангелия Пандева Гуштерова (1911-1996), давно хорошо известна в СССР и России, многие наши соотечественники, в том числе известные деятели искусства, политики, журналисты ездили в к ней за предсказаниями — сначала в город Петрич, а затем в село Рупит, где она жила последние 20 лет. Ванга — поистине легендарная личность, о ней и сегодня снимают художественные и научно-популярные фильмы, пишут книги, предсказания ее — в большинстве своем очень точные – не дают покоя специалистам из разных областей.

Ванга ушла из жизни 11 августа 1996 года. По словам ее близких, она точно знала дату своей смерти. В «Известиях» же еще в 1990-м была опубликована заметка, которая называлась «Баба Ванга опровергает слухи». Ее автор, спец. корр ТАСС Андрей Смирнов, рассказал о том, что Ванга опровергла приписываемое ей предсказание о грядущей аварии на Белоярской атомной станции в Свердловской области, добавив, что никогда не предсказывала стихийных бедствий или аварий ни в одной стране. (Читайте «Известия» от 7 февраля 1990 года).

Наверх
О проекте:
Россия и «Известия»: 100 лет вместе. Каждый день мы публикуем материалы по году из истории газеты, истории страны: события, лица, знаковые статьи и архивные документы. Пройдите с нами по страницам прошлого.


Юбилейный номер газеты

Архив газеты


События


Лица
Наверх