1963. Романтика космоса и Кубы
В 1963-м происходит ряд знаковых событий, каждое из которых вошло в историю как визитная карточка эпохи. Прежде всего это полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой и визит в СССР лидера кубинской революции Фиделя Кастро. И то, и другое широко освещалось на страницах «Известий».
После полета в 1961-м Юрия Гагарина космос становится неотъемлемой и органичной составляющей общественного сознания. Люди живут не слишком-то хорошо в бытовом плане, но невероятный, в прямом смысле слова неземной научно-технический прорыв — повод для законной гордости за страну. Романтика межзвездных путешествий, так емко переданная уже в опубликованном к тому времени романе Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», кажется, вот-вот станет явью. Год 1963 открывает еще одну яркую страницу в космической эпопее: 16 июня планета узнает о выходе на орбиту корабля «Восток-6», впервые пилотируемого женщиной. В этот день московский вечерний выпуск «Известий» выходит с большим портретом Валентины Терешковой на первой полосе и подробной информацией о задачах группового полета — в тот момент в космосе уже находился «Восток-5» с Валерием Быковским на борту. Собственно, этот выпуск газеты можно смело назвать целевым — читатели могли найти в нем и репортажи с космодрома и из пункта управления полетом, и трогательные стихи, посвященные нашей «Чайке» (Терешкову практически сразу мир стал ласково называть ее космическим позывным), и многочисленные отклики на сенсационную новость, поступавшую со всех концов земного шара.
«Белеет не иней, не иней, / А Млечный Путь за стеклом, / Красивое женское имя / Сердца наполняет теплом...», — писал Степан Щипачев. (Читайте «Известия» от 16 июня 1963 года.)
19 июня Валентина Терешкова и Валерий Быковский вернулись на Землю. И на следующий день выпуск «Известий» вновь был «космическим», правда, с идеологическим окрасом — крупно набранная над логотипом газеты шапка гласила: «Подвиг в космосе — торжество идей коммунизма». Что ж, может быть, так тогда и казалось? Или нужно было, чтобы всем казалось именно так. Сегодня всё это уже, пожалуй, не столь интересно. А вот фотографии невероятно красивых людей с какими-то особенными, светлыми лицами — Валентины Владимировны Терешковой и Валерия Федоровича Быковского, — их комментарии, хроника событий «в реальном времени» — действительно бесценные исторические материалы, сохранившиеся в известинском архиве. (Читайте «Известия» от 20 июня 1963 года.)
Весна-лето 1963-го в СССР вообще выдались красивыми и романтичными. Ведь чествовали не только новых героев космоса, но и харизматичного кубинского лидера. Фидель Кастро прибыл в нашу страну с продолжительным визитом. 29 апреля вся первая полоса «Известий» посвящена материалам, связанным с его прибытием в СССР. И снова бесценные с точки зрения сегодняшнего дня снимки — вот легендарный кубинец, стоя в открытой машине вместе с Никитой Хрущевым и Леонидом Брежневым, приветствует москвичей, а вот выступает с трибуны Мавзолея на митинге, посвященном его приезду. «Революционная Куба близка и дорога нам» гласит шапка на двух языках — русском и испанском. Еще один столь же масштабный советско-кубинский номер выйдет (опять-таки под двуязычным слоганом — «Мы всегда с тобой, Куба!») 24 мая, после состоявшегося накануне на Центральном стадионе им. В.И. Ленина митинга советско-кубинской дружбы и подписания в тот же день совместного советско-кубинского заявления. (Читайте «Известия» от 29 апреля и 24 мая 1963 года.)
Ясно, что первое и единственное социалистическое государство в Западном полушарии являлось для советских властей бесценным идеологически-стратегическим союзником. Так что впереди СССР и Кубу ждали годы тесного экономического, политического и военного сотрудничества, начало которому было положено сразу после победы революции на Острове свободы. Ну а для рядовых граждан... Красавец Фидель, героическая история свержения эксплуататоров на далеком тропическом острове, ласкающая слух испанская речь, напоминающая к тому же о мятежном Мадриде конца 1930-х, — это была та живая, полная захватывающих эмоций революционная романтика, которой уже так явственно не хватало советским людям на закате хрущевской оттепели. Словом, Viva Cuba!
Кстати, о заканчивающейся оттепели: это вовсе не метафора, а практически цитата. 7 марта 1963 года в Кремле состоялась встреча руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. И вот там-то здорово досталось поэту Андрею Вознесенскому от самого Никиты Сергеевича Хрущева, усмотревшего в признании молодого литератора в своей беспартийности дерзкий вызов всем и вся. Впрочем, влетело не только ему одному. В «Известиях» от 10 марта опубликован на трех газетных страницах доклад Никиты Хрущева «Высокая идейность и художественное мастерство — великая сила советской литературы и искусства». В нем тогдашний советский лидер громит фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича» — за то, что режиссер показывает «выродков и отщепенцев» вместо достойных представителей советской молодежи; «проезжается» по художникам, работающим в манере отличной от соцреализма, а заодно и по тем, кто поддерживает абстракционистов, например по Илье Эренбургу; называет тех, кто «изображает всё в черных красках», не иначе как «дегтемазами»; ну а «молодому поэту Евгению Евтушенко» выдает по полной, в частности, за поэму «Бабий Яр» — дескать, разве одних евреев фашисты убивали, а как же представители других национальностей? Вывод: «Автор не проявил политическую зрелость и обнаружил незнание исторических фактов». (Читайте «Известия» от 10 марта 1963 года.)
Сохранились стенограммы и аудиозаписи, в которых Хрущев изрекает буквально следующее: «Мы хотим знать, кто с нами, кто против нас. Никакой оттепели. Или лето, или мороз». И добавляет: «Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки, а морозы». Впрочем, это было и так уже понятно думающей части общества, и, похоже, вообще ни у кого не осталось сомнений в том, что вопреки обещанию Никиты Сергеевича «нынешнее поколение советских людей» не будет жить при коммунизме. Тем более что уже в 1963-м начались серьезные проблемы с урожаем зерновых — отчасти из-за погодных катаклизмов, но в значительной степени из-за ошибок в походах к развитию сельского хозяйства, в том числе плохо продуманной целинной эпопеи. Да, потратив изрядную часть золотого запаса страны, пшеницу закупили на Западе, голода избежали, но и иллюзий оставалось всё меньше.
И вот на этом не слишком внушающем оптимизм фоне, те самые мощные лучи света — космос и Куба.
В 1963-м происходит еще одно, без преувеличения, важнейшее международное событие: 5 августа в Москве представители правительственных кругов СССР, США и Великобритании подписывают Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Для людей разных стран в условиях реальной угрозы атомной войны — это глоток свежего воздуха. И снова тайная надежда: а может, всё будет хорошо? (Читайте «Известия» от 5 августа 1963 года.)
Между тем еще вовсю полыхает Вьетнам — от опубликованных на страницах «Известий» рассказов очевидцев и сегодня становится не по себе, нарастает противостояние с Китаем. (Читайте «Известия» от 16 июля 1963 года.)
Чем еще запомнился 1963-й? Ученые радуют открытиями в области квантовой химии, появляется новое отделение Министерства торговли СССР — Москомиссионторг, в столице начинается строительство Останкинской башни, а на широкий экран выходят фильмы, которые смотрели, без преувеличения, все: взрослые — «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии, дети — «Королевство кривых зеркал» Александра Роу.
Событие года
16 июня в СССР стартовал космический корабль «Восток-6», впервые в мире пилотируемый женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой. В опубликованном на первой полосе «Известий» сообщении ТАСС говорилось, что в ходе полета «будет проведен новый объем медико-биологических исследований и дальнейшая отработка и совершенствование систем пилотируемых космических кораблей в условиях совместного полета» (одновременно с Валентиной Терешковой на орбите находился космонавт Валерий Быковский, корабль «Восток-5). Новость буквально всколыхнула планету. И все трое суток, пока наша «Чайка» (именно таким был позывной Терешковой, который очень быстро начали любя ассоциировать с самой Валентиной Владимировной) находилась на орбите Земли, в СССР отовсюду приходили восторженные отклики и признания того, что наша страна вновь впереди всех в покорении Вселенной. (Читайте «Известия» от 16 и 20 июня 1963 года.)
Архив газеты "Известия":
Персоны года
Валентина Терешкова. Валентина Владимировна Терешкова (1937) стала первой женщиной-космонавтом планеты. Ее полет на корабле «Восток-6» проходил с 16 июня по 19 июня 1963 года. Герой Советского Союза. Генерал-майор авиации в отставке. Летная история Терешковой, по сути, началась в конце 1950-х, когда юная Валентина занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе (на ее счету 163 прыжка). В феврале 1962-го была зачислена в космонавты-слушатели, а затем и в отряд космонавтов.
В 1965–1966-м Валентина Терешкова проходила подготовку в группе, которая должна была лететь на корабле «Восход». Однако после трагической гибели Юрия Гагарина легендарной «Чайкой» решили не рисковать.
С 1966 года Терешкова ведет активную общественную и государственную деятельность, в частности с 1968 по 1987 год она была председателем Комитета советских женщин. В настоящее время Валентина Владимировна Терешкова, которой 6 марта 2017 года исполнилось 80 лет, является депутатом Государственной думы РФ, заместителем председателя комитета ГД по международным делам. (Читайте «Известия» от 16 и 20 июня 1963 года.)
Фидель Кастро
Фидель Алехандро Кастро Рус (1926–2016) — всемирно известный кубинский революционер, государственный, политический и партийный деятель. Руководил революционными событиями на Кубе в 1959-м и после свержения диктатора Фульхенсио Батисты возглавил революционное правительство новой страны, взявшее курс на строительство социализма. В 1963 году создается Единая партия социалистической революции Кубы (ПУРСК), которая в 1965-м будет переименована в Коммунистическую партию Кубы.
СССР всячески поддерживал единственное государство социалистической ориентации в Западном полушарии. В 1963-м состоялся исторический визит Фиделя Кастро в Советский Союз, который продлился беспрецедентно долго — 38 дней, с 28 апреля по 4 июня. Кубинского лидера повсюду встречали как героя. В «Известиях», которые подробно освещали визит, на первой полосе в разных номерах даже переводили основные заголовки на испанский язык. Ну а 24 мая 1963 года в газете был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Фиделю Кастро звания Героя Советского Союза. (Читайте «Известия» от 29 апреля, 24 мая и 4 июня 1963 года.)
Федерико Феллини
Выдающийся итальянский режиссер Федерико Феллини (1920–1993) пришел в кино в 1940-м, поначалу как автор комических трюков (гэгов), а затем и как сценарист. В 1952-м выходит его первый фильм «Белый шейх», а в 1954-м — «Дорога» с Джульеттой Мазиной в главной роли — эта лента была удостоена премии «Оскар». Кстати, Феллини — единственный режиссер, который получил четыре «Оскара» за лучший иноязычный фильм плюс пятый — за творчество в целом.
В 1963 году произошло почти невероятное по меркам тогдашней советской действительности: Большой приз III Международного кинофестиваля в Москве (жюри конкурса художественных фильмов возглавлял Григорий Чухрай) был присужден западному режиссеру — Федерико Феллини за киноленту «Восемь с половиной». (Читайте «Известия» от 22 июля 1963 года.)
Достижение года
2 апреля 1963 года был успешно осуществлен запуск космической ракеты в сторону Луны. Речь шла об автоматической исследовательской станции «Луна-4», полет которой был справедливо признан в мире как новое выдающееся достижение советской науки и техники. Корреспонденты «Известий» и ТАСС сообщали, что в США этому событию все газеты отвели первые страницы. Станции предстояло пройти вблизи лунной поверхности, выполнив ряд научных экспериментов и наблюдений, необходимых «для осуществления дальнейших полетов по разработанной программе освоения Луны». 6 апреля «Известия» рассказали о том, как группе ученых Крымской астрофизической обсерватории удалось сфотографировать межпланетную станцию «Луна-4» в полете. (Читайте «Известия» от 3, 5 и 6 мая 1963 года.)
Вопрос года
24 мая 1963 года в «Известиях» появилась весьма любопытная публикация, которая заодно дает представление о подходах редакции к работе с читателями. На 6-й полосе, в рубрике «Принято по радио», напечатан материал «Загадка... и ответ». Вопрос, поступивший с борта танкера «Бугуруслан» (находясь у побережья Центральной Африки, моряки невооруженным глазом наблюдали небольшое черное пятно, перемещавшееся «вокруг центра солнечного диска», и интересовались: «Что бы это могло значить?»), был переадресован специалистам Государственного астрономического института имени Штернберга. Оказалось, данное пятно на солнце к моменту выхода газеты ученые наблюдали уже примерно неделю, и, по их прогнозам, через 2–3 дня оно должно было исчезнуть, не причинив землянам никаких неприятностей. (Читайте «Известия» от 24 мая 1963 года.)
Поездка года
На период, когда главным редактором «Известий» работал Алексей Аджубей, приходится расцвет международного направления в газете (1959-1964). Одна зарубежная поездка самого Алексея Ивановича стоит особняком среди прочих. В марте 1963 года вместе с женой Радой Аджубей, дочерью тогдашнего руководителя СССР Никиты Хрущева, он отправился в Рим. Официальной целью командировки было вручение главе Римской католической церкви папе Иоанну XXIII премии «За мир и гуманизм». Однако была у миссии и секретная сторона: как впоследствии объяснял сам Аджубей, Никита Сергеевич Хрущев, авторитет которого падал, в том числе и в политбюро, надеялся вернуть было влияние, заключив межгосударственное соглашение с Ватиканом о взаимном открытии посольств в Москве и Риме. Свою миссию Алексей Аджубей успешно выполнил, вручил папе Иоанну XXIII приветственное послание Хрущева и получил ответное. Однако подписание соглашения между СССР и Ватиканом, которое действительно могло стать «бомбой», так и не состоялось. 3 июня 1963 года папа Иоанн XXIII скончался. 22 июня «Известия» со ссылкой на ТАСС сообщают, что новым папой римским избран архиепископ миланский кардинал Монтини (Павел VI). Ну а в 1964-м Никита Хрущев был смещен со всех постов.
Поездка года
На период, когда главным реактором «Известий» был Алексей Аджубей, приходится расцвет международного направления в газете (1959-1964). Однако одна зарубежная поездка самого Алексея Ивановича стоит особняком среди прочих. В марте 1963 года вместе с женой Радой Аджубей, дочерью тогдашнего руководителя СССР Никиты Хрущева, он отправился в Рим. Официальной целью командировки было вручение главе Римской католической церкви папе Иоанну XXIII премии «За мир и гуманизм». Однако была у миссии и секретная сторона: как впоследствии объяснял сам Аджубей, Никита Сергеевич Хрущев, авторитет которого падал, в том числе и в политбюро, надеялся вернуть влияние, заключив межгосударственное соглашение с Ватиканом. Свою миссию Алексей Аджубей успешно выполнил, вручил папе Иоанну XXIII приветственное послание Хрущева и получил ответное. Однако подписание соглашения между СССР и Ватиканом, которое действительно могло стать «бомбой», так и не состоялось. 3 июня 1963 года папа Иоанн XXIII скончался. 22 июня «Известия» со ссылкой на ТАСС сообщают, что новым папой римским избран архиепископ миланский кардинал Монтини (Павел VI). В 1964-м Никита Хрущев был смещен со всех постов. (Читайте «Известия» от 22 июня 1963 года и 13 марта 2017 года).
Публикация года
Номер «Известий» от 17 августа 1963 года можно, без преувеличения, назвать раритетным: на третьей и четвертой полосах напечатан полный текст сатирической поэмы Александра Твардовского «Теркин на том свете». Твардовский едко «прошелся» по советской системе как таковой (одно «преисподнее бюро» чего стоит!) и явно вышел далеко за пределы разоблачения «сталинского культа», хотя именно в рамках этой политической кампании и стало возможным опубликовать поэму. Тогдашний главный редактор «Известий» Алексей Аджубей, предваряя публикацию, заметил: Твардовский девять лет дорабатывал «Теркина на том свете», который, собственно, и датирован 1954-1963 годами. Однако известно, что на самом деле автору все это время не удавалось получить «добро» на публикацию. Но вот свершилось – с личного разрешения Никиты Хрущева. Как сложилась судьба поэмы потом? Официально ее не запрещали, но «всего лишь» замалчивали. Тем интереснее перечитать ее сейчас, прямо на известинских страницах. (Читайте «Известия» от 17 августа 1963 года).