1920. Лампочка Ильича против английских мечтателей
Год стал решающим в ходе Гражданской войны. Красная армия восстановила контроль над территориями Советской России. Адмирал Колчак, провозгласивший себя в Сибири «Верховным правителем России», сложил полномочия. Белые ушли, точнее, уплыли из Крыма. В целом Гражданская война в стране завершилась. В «Известиях» впервые после 1918 года возобновлен выпуск газетного раздела «Маленькие недостатки большого механизма» о проблемах в экономике и работе предприятий.
После всего этого пора уже было приступить к восстановлению хозяйства, так как статистика не радовала. «Известия» публикуют доклад председателя ВСНХ Рыкова: промышленность работает в лучшем случае на треть мощности. Из довоенных 10 тыс. паровозов на ходу 4,6 тыс., остальные —«больны». Заготовки хлеба упали по сравнению с 1915 годом почти в четыре раза. Правда, по сравнению с 1918-м они выросли в те же четыре раза: политика «военного коммунизма» и продразверстки принесла плоды. Но у этих жесточайших антикризисных «лекарств» оказались не менее жесткие последствия, которые всплывут на поверхность уже в следующем, 1921 году. Правда, о них не напишут в газетах.
Тем временем в «Известиях», которые из-за дефицита бумаги в стране выходили в 1920-м на двух полосах (в отличие от 8–10 полос в конце 1920-х), без прикрас в оформлении, фото и карикатур (всё это будет позже), сформировались постоянные рубрики. «Иностранная жизнь», «По Советской Республике», «В стане контрреволюции», «На фронте», «Фронт труда», «Московская жизнь», «Искусство и культура».
При этом на первый план, как ни странно, советская власть выдвинула задачи ликвидации безграмотности (ликбез), ускорения культурной революции и разработки плана по электрификации страны. Трудно переоценить, какое значение это имело в России, где большинство населения составляли крестьяне.
Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликбезу с жесткой системой отчетности и наказаний: за уклонение от занятий по ликвидации безграмотности рабочих могли лишить продпайка. При этом на VIII съезде Советов в декабре сообщалось, что нормы мяса на едока в месяц — три фунта (1,35 кг. — «Известия») для красноармейцев, четыре фунта для рабочих и два фунта для всех остальных — «не всегда соблюдались и урезались». Из-за Гражданской войны мясные запасы республики таяли.
На том же историческом съезде председатель комиссии по разработке ГОЭЛРО Глеб Кржижановский сделал доклад об электрификации страны — так называемом плане ГОЭЛРО. Правда, тогда ее писали через букву «о» — «электрофикация».
Кстати, знаменитый впоследствии ленинский тезис «коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны» принимали и понимали совсем не все. Так, в октябре 1920-го английский писатель-фантаст Герберт Уэллс на встрече в Кремле с Владимиром Лениным хоть и послушал «маленького человечка» и «кремлевского мечтателя» (так в своей книги Russia in the Shadows/«Россия во мгле» Уэллс называет Ленина. — «Известия»), но не поверил в реальность прогнозов вождя русской революции относительно будущего России.
Однако спустя всего месяц после беседы с мистером фантастом «Уэльсом» (так его называли «Известия») в подмосковной деревне Кашино Владимир Ленин лично откроет электростанцию. Так родилось выражение «лампочка Ильича». И кто, получается, фантаст и мечтатель? В Кашино всё было скромно: митинг, а потом дали ток, и на столбе загорелся фонарь. «Известия» тех дней буквально пестрят такими же сообщениями с разных концов страны: «В Усть-Сысольске торжественно открыта первая в глухом Зыряновском крае (так называли Коми. — «Известия») первая электрическая станция, сооруженная при полном отсутствии средств и посторонней помощи местными рабочими-зырянами, проявившими неутомимую энергию, сознательность и преданность делу».
Декрет 1920 года. Банная реформа. Тиф и холера были для Советской России врагом пострашнее белых. 30 сентября 1921 года Владимир Ленин подписал декрет Совнаркома «Об обеспечении населения Республики банями». «В целях решительной борьбы с эпидемиями сыпного и возвратного тифа и в целях… проведения в населении навыков чистоты» общественные бани переданы местным коммунотделам. Мера, говоря по-ленински, «архиважная». Также, как пишут «Известия», в столице детям и школьникам разрешили мыться бесплатно. Красноармейцам бани бесплатны при «корпоративном» заказе. Если же красноармейцы придут в баню вместе с гражданскими, скидка не действует.
Домовой комитет выдает дрова жильцам. Петроград, 1920 год
Фото: архив "ИЗВЕСТИЯ"
Рецензия 1920 года. На премьеру в театре-кабаре «Летучая мышь». Анатолий Луначарский не только руководил просвещением в Советской России, но был и успешным драматургом. Иметь его пьесу в репертуаре считалось престижным. «Известия» хвалят новую программу легендарного московского театра миниатюр «Летучая мышь», куда вошла пьеса Луначарского «Три путника». Театр создавался в 1908 году как закрытый клуб актеров МХТ. Там бывали Константин Станиславский, Федор Шаляпин, Василий Качалов, Ольга Книппер-Чехова. Со временем он стал самым богемным местом Москвы. После Октября «Летучей мыши» пришлось пересмотреть программу. Это было непросто, но, как видим, возможно.
Рабочие завода слушают наркома Луначарского
Фото: архив "ИЗВЕСТИЯ"
«Без паровозов нет транспорта».
«Без транспорта не будет хлеба».
«Чините паровозы!»
Архив газеты "Известия" 1920 год:
Александр Колчак — один из самых упоминаемых в «Известиях» лидеров «белой гвардии». Его личная трагедия — часть истории страны. Потомственный морской офицер, участник русско-японской и первой мировой войны, адмирал, орденоносец. Отважный полярный исследователь: 42 дня искал пропавшую экспедицию Толля. Мог стать большим ученым —за изучение Арктики ему вручили золотую медаль Русского географического общества (до него эта честь выпадала Фритьофу Нансену). Ненавидел «пошлость политики». Но февраль 1917-го втянул его в водоворот революции, а октябрь —подтолкнул в обратную сторону. Возглавил белое движение в Сибири. Самопровозглашенного «Верховного правителя России» расстреляли 7 февраля 1920 года.
Анри Гильбо — французский поэт, публицист, один из создателей компартии Франции, большой друг Владимира Ленина. Имя Гильбо было последним, которое произнес Ленин перед смертью (из-за болезни он почти не говорил). Именно Гильбо организовал в свое время в Лонжюмо школу для коммунистов, совместив в ней орденские технологии личностного роста (следуя мысли Энгельса об Интернационале как ордене строителей коммунизма) с обучением социальным наукам. С 1918 году жил в Москве. Был знаком с Сергеем Есениным, покровительствовал ему. Часто выступал на французском. Модератором бывал нарком просвещения Анатолий Луначарский.
Глеб Кржижановский — соратник и ближайший друг Владимира Ленина. Вместе они прошли три революции. Внук декабриста, Кржижановский тоже был в ссылке в Сибири. Талантливый энергетик, с блеском окончил Технологический институт в Петербурге. С 1919 года по поручению Ленина занимался планом ГОЭЛРО, возглавив комиссию по его разработке. Создал Энергетический институт АН СССР. Иосиф Сталин не рискнул репрессировать Кржижановского. Хотя знал, что в личной переписке тот его критиковал. Последние 20 лет ученый провел в изоляции. Его научная деятельность замалчивалась. Первая большая статья о нем в «Известиях» вышла по скорбному поводу.