Фотолетописцы Победы
В Великую Отечественную фотографы, как правило, работали военными корреспондентами различных изданий. Всё свое время они проводили рядом с солдатами, разделяя с ними окопные риски. «С лейкой и блокнотом» они прошли дорогами войны до Великой Победы.
В свои работы они вложили столько таланта, душевных сил и мужества, что их снимки до наших дней волнуют читателей и зрителей. Среди главных фотолетописцев тех лет оказались и четыре замечательных известинца: Павел Трошкин, Анатолий Скурихин, Дмитрий Бальтерманц, Георгий Зельма.
Павел Трошкин фотографировал на трех войнах: участвовал в боях за Халхин-Гол, побывал на фронтах Финской и Великой Отечественной. И с первого дня германской агрессии против СССР майор Трошкин был на фронте. Снимал оборону Москвы, Сталинградскую и Курскую битвы, сражения в Крыму, освобождение Украины. Погиб Павел Константинович в сентябре 1944 года под городом Станиславом (ныне Ивано-Франковск), выполняя задание редакции.
Батальные эпизоды Трошкин удивительным образом комбинировал с мотивами, воспевающими жизнь. Вот медсестра нежно перевязывает голову раненого солдата, в то время как на заднем плане продолжается бой... А вот — лошадь на фоне разрушенного, дымящегося дома (кадр сделан в Сталинграде). Работая на газету, Трошкин не просто занимался фотофиксацией событий, но наполнял кадры эмоциями и художественной выразительностью.
Пожалуй, самые известные снимки из Сталинграда принадлежат другому известинцу — Георгию Зельме. В числе фотографий ожесточенных боев — знаменитый кадр «Советские солдаты штурмуют дом в Сталинграде». Пригнувшиеся солдаты бегут по разрушенным «каменным джунглям». Вокруг — одни руины. Можно ли найти более выразительный, но при этом лишенный непосредственного трагизма образ страшной битвы?
И все же фотографы избегали показывать страдание, боль чересчур открыто. Ведь газетные снимки не должны были шокировать и эмоционально подавлять читателей, а, напротив, давать им силы бороться и ковать Победу. Поэтому неудивительно, что самый известный снимок Дмитрия Бальтерманца с полей Великой Отечественной — «Горе» — был напечатан только в середине 1950-х. Зато до сих пор остается одним из самых известных антивоенных образов, актуальных, увы, во все времена.
Дмитрий Бальтерманц четырнадцатилетним подростком начинает свою трудовую жизнь в издательстве «Известия» с наборщика в типографии. Затем — учеба в Московском государственном университете. В 1939 году по заказу «Известий» сделал свой первый фоторепортаж. Именно это событие и решило его судьбу: он был зачислен в штат редакции фотокорреспондентом. С первых дней Великой Отечественной в «Известиях» благодаря ему появились кадры строительства противотанковых укреплений под Москвой, военных действий в Крыму, битвы под Сталинградом. Был дважды тяжело ранен.
В отличие от коллег, Анатолий Скурихин на фронте не был. Но его фотоработы военных лет помогали жителям огромной страны не меньше, чем репортажи с передовой. Художник по образованию, профессиональный фотокорреспондент с 1929 года, Скурихин был командирован «Известиями» на оборонные заводы Урала и Сибири. Тогда и появились его знаменитые фоторепортажи «Тыл — фронту» и «Урал куёт победу». Воспев героику трудового подвига, Скурихин противопоставил созидание ужасам военного разрушения.
Работы всех известинцев вошли в золотой фонд произведений о войне.
Эти выдающиеся репортерские кадры по праву получили широкое международное признание как произведения документального фотоискусства и со временем благодаря огромной силе художественного обобщения стали символами общечеловеческого протеста против войны.
Константин Симонов, писатель и журналист, о военных фотокорах писал уже спустя много лет после войны: «Человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата, всегда в конечном счете глядит через него в историю. Чем дальше идет время, тем ценнее становятся для нас исторические фотосвидетельства, тем с большим волнением мы разглядываем старые фотографии...»
Евгений Федоровский работал в «Известиях» с 1985 по 1987 год.