1927 Год. Строительство ДнепроГЭС
В марте 1927 года на площадку прибыла первая партия рабочих. ДнепроГЭС стал ударной стройкой первой пятилетки, «визитной карточкой» социализма, которой Сталин уделял особое внимание. Все пять лет строительства «Известия» вели хронику этой «стройки века».
Фото: архив "ИЗВЕСТИЯ"
1928 Год. Возвращение Горького в Советский Союз
Горький приехал в СССР 28 мая 1928 года. Вся первая полоса «Известий» посвящена этому событию. На вокзале писателя встречали первые лица: Бухарин, Орджоникидзе, Луначарский, Ворошилов, редактор «Известий» Скворцов-Степанов и его заместитель Иван Гронский. «Надо побывать в Европе, чтобы понять, что вы делаете сейчас в России. Воздух у вас другой, - сказал Горький. - Я считанные часы среди вас… А чувствую, что помолодел!» Горький успел встретиться с начинающими писателями и рабкоровками – одна из них ликвидировала свою безграмотность и стала писать в 64 года. Вот такая была мотивация!
Фото: архив "ИЗВЕСТИЯ"
1929 Год. Рекорды первого года первой пятилетки
На фоне заокеанской «великой депрессии» Советская Россия добилась абсолютно уникальных показателей. Цифры, озвученные в передовице «Известий», дались нечеловеческим напряжением сил. Вдумайтесь: в 1928-1929-м рост ВПП опередил показатели 1927-1928 годов на 24%! И превысил план на целых 2%! «Фантастический показатель» - так говорил об этих цифрах Николай Бухарин осенью 1928-го, сомневаясь, что такое возможно. По прошествии 90 лет эти рекорды вызывают острые споры: одни гордятся достижениями советской индустриализации, другие говорят о цене, которая была за них заплачена – разорение деревень и исход крестьян в города, приведший к системному кризису сельского хозяйства в СССР.
Фото: архив "ИЗВЕСТИЯ"
1930 Год. Пуск Сталинградского тракторного завода
Первые 300 советских тракторов сошли с конвейера индустриального гиганта первой пятилетки – Сталинградского тракторного завода. И сразу же отправились в районы-лидеры по коллективизации сельского хозяйства. Этот завод в СССР ждали, как ненаглядного первенца: до революции в России тракторов не выпускали. Сталинградский Краснознаменный тракторный в корне изменил ситуацию в сельском хозяйстве. Трактор под названием «Интернационал» позволил механизировать деревню и осуществить ту самую «смычку села с городом», о которой так долго говорили большевики.
Фото: архив "ИЗВЕСТИЯ"
1932 Год. 15-летие «Известий»
«Известия» отпраздновали 15-летие скромно: специального юбилейного номера не было, ввели лишь рубрику «К 15-летию «Известий ЦИК СССР и ВЦИК». В ней публиковали поздравления. Коллектив «Известий» приветствовал «всероссийский староста», председатель ВЦИК Михаил Калинин. В честь «Известий» в Баку назвали новый трубчатый завод, газету приветствовал завод «Мостяжарт». А подшефные колхозы «Известий» со Средней Волги благодарили газету как «верного стража пролетарской диктатуры». Само торжество в Москве по антуражу напоминало партсобрание: президиум, транспаранты — никакой роскоши.
Фото: архив "ИЗВЕСТИЯ"
1933 Год. Открытие Беломорско-Балтийского канала
Открыт Беломорско-Балтийский канал! Его строят рекордно быстро. Начинают в 1931-м, а открывают в 1933-м. Это первая стройка в СССР, проведенная полностью силами заключенных. И одна из самых весомых в первой пятилетке. 17 августа канал посещают 120 писателей и художников во главе с Максимом Горьким. Среди них Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров, Валентин Катаев, Алексей Толстой и др. 36 из них пишут книгу «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина». Она выходит в 1934 году к XVII съезду ВКП(б).
Фото: архив "ИЗВЕСТИЯ"
1934 Год. Образование Народного комиссариата внутренних дел СССР (НКВД)
Решение о создании этого учреждения политбюро ЦК ВКП(б) принимает 20 февраля 1934 года после доклада Сталина. Теперь органы госбезопасности и внутренних дел объединены в рамках одного ведомства. В него входят главные управления рабоче-крестьянской милиции, пограничной и внутренней охраны, исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений; государственной безопасности. Всё готово к решению новых задач.
Фото: архив "ИЗВЕСТИЯ"
1935 Год. Открытие Московского метрополитена
Первые станции московского метро открыты 15 мая 1935 года. «Известия» освещают ход стройки с первых дней. 23 апреля генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин и советские руководители Вячеслав Молотов, Лазарь Каганович и Григорий Орджоникидзе прибывают на станцию «Крымская площадь» (ныне — «Парк культуры»). «Массы пассажиров, — сообщают «Известия», — восторженными криками «ура», «да здравствует товарищ Сталин» приветствовали любимого вождя».
Фото: архив "ИЗВЕСТИЯ"
1936 Год. Принятие новой Конституции СССР
Принятие новой Конституции СССР. Его готовят тщательно. Делая всё, чтобы общество пришло к принятию Основного закона максимально единым. Это — закон окрепшей державы, а не той рожденной революцией страны, которая устанавливала пролетарскую диктатуру — как это было в Конституции 1924 года. Новый закон исключает господство частной собственности на средства производства. Государство охраняет личную собственность и ее наследование. Все граждане независимо от принадлежности к социальному классу пользуются равными правами и свободами.
Фото: архив "ИЗВЕСТИЯ"