Операция «Цеппелин»
Сегодня как никогда остро стоит проблема вброса фейковых новостей, имеющих очевидную антироссийскую направленность. Корни этого явления лежат далеко в истории. В архиве «Известий» сохранился уникальный документ — в папке спецотдела редакция обнаружила поддельный номер газеты, датированный 7 ноября 1957 года, с сопроводительным письмом из МИДа и под грифом «секретно».
Многие советские газеты тогда не раз становились объектом деятельности зарубежных разведок и идеологических центров. Одним из самых ярких примеров такой работы стал поддельный номер «Известий» от 7 ноября 1957 года. Экземпляр газеты был прислан по почте советским посольствам в Югославии, Албании и еще в нескольких европейских странах. Диппочта доставила фальшивый номер в редакцию «Известий». Благодаря этому вместе с сопроводительным письмом МИД СССР в издательском архиве и сохранился уникальный номер. Из письма старшего помощника первого замминистра иностранных дел СССР Василия Азовцева следует, что «данный экземпляр появился в ФРГ». До газеты фальшивка дошла только в конце января следующего, 1958 года.
Главной задачей, видимо, было посеять сомнение среди сотрудников посольств. Ведь передовицей газеты стало постановление пленума ЦК КПСС «Об ошибках и извращениях во внутренней и внешней политике». На другой полосе газеты можно увидеть материал «О многопартийной системе» и «Против реставрации и реакции».
Учитывая, что после смерти Иосифа Сталина и ХХ съезда КПСС отношения СССР с Иосипом Броз Тито, руководителем Югославии, были не очень простыми, подобная передовица была токсичной для отношений стран Варшавского договора: глава Югославии мог вывести страну из соцблока, что спровоцировало бы волнения и в других дружеских странах Европы. Главой МИД СССР в феврале 1957 года стал Андрей Громыко. Естественно, в посольствах тоже началась ротация. После Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве ждали новых перемен и откровений. Возможно, расчет был и на то, что именно в этих условиях подделка пройдет.
Фальшивка была сделана топорно. Бумага, на которой напечатали фейковый номер, выдавала производителей — на глянцевой бумаге «Известия» не печатали. В Советском Союзе об этой провокации узнали только после перестройки.
Впрочем, это была не первая фальшивка с использованием имени «Известий».
В 1943 году в 6-м отделе имперского управления безопасности Третьего рейха задумали очередное покушение на Сталина.
Строго засекреченную операцию «Цеппелин» готовили с традиционной немецкой тщательностью. В разведшколе нашли подходящего кандидата — некоего бывшего комроты Петра Политова, который в мае 1942 года, оказавшись в плену, согласился работать на немцев. Интересно, что до войны он уже менял документы и был также известен как Петр Шило. Политову придумали легенду, а для того, чтобы к диверсанту поменьше цеплялись патрули, его, ставшего по документам Петром Тавриным, решили выдать за героя-фронтовика, Героя Советского Союза, награжденного пятью орденами и двумя медалями. Для достоверности заготовили даже фальшивые номера «Правды» и «Известий», где в списках награжденных среди прочих значился сначала капитан, а потом и майор Таврин. Но на подступах к Москве он попался, фальшивка не помогла.
Поддельные газеты и позже не раз использовались иностранными разведками для вербовки советских граждан. Дескать, Родина от вас отказалась. Для изготовления фальшивок брали привычные нашему человеку газеты: «Известия», «Правду», «Красную звезду». Изготавливали их в единственном экземпляре.
Итальянский издатель и пропагандист Винченцо Спаранья гордится тем, что делал в Афганистане фальшивую «Красную звезду», а во время Олимпиады-80 — фальшивую «Правду». В книге «Фальшивый смех» он с гордостью описывает операции с лжегазетами и рассказывает о том, как в 70–80-е годы промышлял выпуском фальшивых номеров различных коммунистических изданий. Начал он в июне 1979 года с фальшивого номера польской газеты Trybuna Ludu, приуроченного к визиту папы римского в Варшаву. В этом номере сообщалось о том, что Иоанн Павел II официально провозглашен королем Польши. Сам Спаранья очень гордится своими «творениями», считая их гениальным применением «техники партизанской борьбы».
Как говорит ветеран службы внешней разведки Игорь Дамаскин, «человек привык верить печатному слову. Поэтому разведки издавна используют прессу в своих целях. Газеты часто используются для распространения выгодных разведке слухов. Для этого в аппарате разведок существуют специальные службы. Они занимаются подготовкой и «проталкиванием» в прессу этих слухов, иногда подготовленных настолько добротно, что им верят не только обыватели, но и руководители государств. Для этой же цели или для обмана конкретных людей служат и фальшивые газеты».
Проблема вброса фейковых новостей, имеющих очевидную антироссийскую направленность, сегодня стоит как никогда остро. По мнению официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, примерами таких информационных кампаний против России можно назвать освещение западными СМИ Олимпиады в Сочи и допингового скандала с российскими спортсменами, действий российских военных в Алеппо, различные инсинуации в адрес российских дипломатов, работающих за рубежом.
— Самое страшное состоит даже не в том, что от этого страдают конкретные люди, организации и государство, а в том, что вследствие отхода некоторых журналистов от основ профессиональной этики, которая состоит в объективности, беспристрастности и элементарной проверке фактов и данных, которые вбрасываются, происходит полный подрыв последнего доверия мировой аудитории к СМИ, — отметила Мария Захарова в разговоре с «Известиями».
Олег Фочкин, Татьяна Байкова, работают в «Известиях».